Purussaurus — вымерший род гигантских кайманов, обитавших в Южной Америке в эпоху миоцена, от фриазийского до уайкерийского периода по классификации SALMA. Известен по черепному материалу, найденному в бразильской и перуанской Амазонии, Аргентине, колумбийской формации Вильявьеха, панамской формации Кулебра, формациях Урумако и Сокорро на севере Венесуэлы.
Длина черепа самой крупной известной особи типового вида, P. brasiliensis, составляет 1453 миллиметра (57,2 дюйма). Было подсчитано, что P. brasiliensis достигал около 10,3 метра (34 фута) в длину, весил около 5,16 метрических тонн. Другая оценка дала больший размер в 12,5 метра (41 фут) в длину, в диапазоне от 9,9 до 15,8 метров, и 8,4 метрических тонны в весе, в диапазоне от 5,6 до 12,6 метрических тонн, со средним суточным потреблением пищи 40,6 килограмма (90 фунтов), в диапазоне от 21,6 до 59,5 килограмма (от 48 до 131 фунта). Также вероятно, что Purussaurus достигал всего 10,9 метров (36 футов) в длину и 5,6 метрических тонн. Исследование 2022 года оценило длину в 7,6–9,2 метра (25–30 футов) и массу в 2–6,2 метрических тонны с использованием филогенетического подхода; и длину в 9,2–10 метров (30–33 фута) и массу в 3,9–4,9 метрических тонн с использованием нефилогенетического подхода. Поскольку были найдены только черепа, фактическая длина не определена. Сила укуса была оценена примерно в 52 500 Н (около 5,3 метрических тонн-силы), а верхние оценки указывают на то, что Purussaurus был способен генерировать 69 000 Н (около 7 метрических тонн-силы). Большой размер и предполагаемая сила этого животного, по-видимому, позволили ему включить в свой рацион широкий спектр добычи, что сделало его высшим хищником в своей экосистеме. Будучи взрослым, он охотился на крупных и очень крупных позвоночных, таких как ксенартраны и нотоунгулы, без реальной конкуренции со стороны симпатрических, более мелких плотоядных. Исследователи предположили, что большой размер Purussaurus, хотя и давал много преимуществ, также мог привести к его уязвимости. Постоянно меняющаяся среда в больших геологических масштабах могла сократить его долгосрочное выживание, благоприятствуя более мелким видам, более устойчивым к экологическим сдвигам. Другими словами, он был чрезмерно специализирован и не мог выжить, когда его среда обитания изменилась, в отличие от более мелких родственных видов кайманов.
Анатомия скелета P. mirandai показывает некоторые адаптации для более вертикальной ориентации конечностей или поддержки веса. В отличие от всех других членов короны Crocodylia, у которых два крестцовых позвонка, у P. mirandai их три.
Зубы различаются у трех видов Purussaurus, но всегда около 50 мм (2 дюйма) в длину и слегка изогнуты назад. У них есть небольшие гребни вдоль двух краев. Это указывает на то, что Purussaurus охотился на крупных позвоночных, так как эти гребни используются для прокалывания и удерживания плоти. Зубы слегка сплющены сверху и имеют примерно коническую форму, что означает, что они вряд ли сломались бы при ударе о толстую кость. Зубы в передней части выше и более заостренные, тогда как зубы в задней части ниже и более округлые.
Purussaurus является одним из крупнейших известных крокодилообразных, когда-либо существовавших. Три других вымерших крокодилообразных, Sarcosuchus, Deinosuchus и Rhamphosuchus, имели схожие размеры тела. Sarcosuchus и Deinosuchus имели схожие пропорции, но оба были геологически намного старше, датируясь ранним и поздним меловым периодом соответственно. Одно исследование также указывает на то, что Purussaurus мог быть тяжелее, чем Sarcosuchus или Deinosuchus, поскольку у него была гораздо более широкая и короткая морда, и это потребовало бы более толстой и сильной шеи для поддержки более крупной головы. Rhamphosuchus жил примерно в то же время, что и Purussaurus, но был немного меньше, имел морду, более похожую на морду гавиала, и обитал в Индии. Летом 2005 года франко-перуанская экспедиция (экспедиция Фицкарральда) обнаружила новые окаменелости Purussaurus в перуанской Амазонии (в 600 км от Лимы).
Анализ биомеханической модели черепа Purussaurus показал, что он был способен выполнять маневр «смертельного переката», используемый современными крокодилами для усмирения и расчленения своей добычи.
Все органы чувств (глаза, уши, ноздри) находились на самой макушке головы, что указывало на то, что пурусзавр был хищником, нападавшим из засады, как и многие современные кайманы.
Вероятный рацион Purussaurus, вероятно, включал вымершую черепаху Stupendemys, крокодилов, включая Charactosuchus, Gryposuchus и Mourasuchus, птиц-змеешейек и млекопитающих, включая ленивцев, летучих мышей, грызунов, связанных с современной капибарой (Josephoartigasia) весом до 700 килограммов (1540 фунтов), примата Stirtonia и речных дельфинов. Присутствовали реки, поймы и озера. Морские и пресноводные рыбы, черепахи, крокодилы, наземные и водные млекопитающие связаны с венесуэльским P. mirandai. Его среда обитания описывается как тропическая и прибрежная. Ранний колумбийский P. neivensis жил рядом с огромным разнообразием фауны, включая астрапотериев, таких как Granastrapotherium и Xenastrapotherium, ранние виды Mourasuchus и Gryposuchus, а также наземных крокодилообразных Langstonia. Следы укусов на большеберцовой кости форусрацида из этой местности соответствуют кайманину, возможно, молодой особи Purussaurus. Эта фауна датируется 13 миллионами лет назад, в лавентской стадии позднего миоцена.
Род был назван в честь реки Пурус, где впервые были обнаружены его ископаемые останки.
- Подпись автора
Киёси Митараи знает - сыщик должен уметь оставлять и ложные следы.
© Содзи Симада, "Хрустальная пирамида"